Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Учитель и Ученик: размышление об истории отношений Фрейда и Юнга

Учитель и Ученик: размышление об истории отношений Фрейда и Юнга

Учитель и Ученик: размышление  об истории отношений  Фрейда и Юнга

Драматические взаимоотношения Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда до сих пор привлекают внимание не только психоаналитиков. Казалось бы, уже сто лет прошло, что может быть такого захватывающего в отношениях двух мужчин из прошлого века? Между тем, только у фильма «Опасный метод» на русскоязычных видеоплатформах сотни тысяч просмотров, а в сети можно найти множество рассуждений, обсуждений, эссе, посвященных этой истории. Вряд ли все эти зрители и читатели – психоаналитики. Вероятно, интерес связан с тем, что история взаимоотношений Фрейда и Юнга архетипична, это вечный сюжет – Учитель и Ученик, Создатель и Создание. История дружбы и соперничества. 

Размышляя над историей отношений Фрейда и Юнга, задумываешься над вопросами: легко ли Создателю отпускать Создание? А Учителю признать, что лучший Ученик уже больше не Ученик? Где границы близости Учителя и Ученика? Юнг решил стать равным Учителю, и был остановлен на границе. А Фрейд сохранял границу, возможно, ради сохранения того, что Юнг потом назовет Персоной? Да и сам Юнг парадоксально повторил похожий сюжет в истории с Сабиной Шпильрейн. Не каждый Учитель найдет в себе мужество и мудрость признать, что Ученик превзошел его, и подарит Ученику свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного учителя».

    В 1907 г. встретились Фрейд, к тому моменту уже искавший кого-то на роль принца и наследника, и Юнг, молодой амбициозный психиатр. По мысли Фрейда Юнг должен был стать его наследником и продолжателем. Отношения начались со взаимной идеализации, а затем, как нередко бывает,  идеализация сменилась неприязнью и взаимными нападками в письмах. Юнг покинул международную психоаналитическую ассоциацию, пережил тяжелый душевный кризис и, внеся существенные изменения в психоанализ, создал собственный метод- аналитическую психологию.

Для Фрейда либидо, понимаемое как сексуальный инстинкт, определяло человеческую культуру. Врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, детерминируют, по мысли Фрейда, деятельность человека. Юнг не согласился с тем, что у поступков, мыслей и устремлений людей есть только одна мотивация. Он определял либидо как психическую энергию, творческую жизненную силу, которая может принимать различные формы. Он полагал, что взаимодействие личности и внешнего мира поддерживается не только сексуальностью, сексуальность – лишь одно из влечений.

Юнг верил в высшее. По его мнению, в каждом есть частица божественного, Самость как Бог внутри психики направляет личность по пути индивидуации, не особо интересуясь ее желаниями.  Деятельность души обусловлена не только причинами, лежащими в прошлом, но и задачами, целями, адресованными нам из будущего.

Фрейд был сосредоточен на детском периоде в жизни человека, он полагал, что формирование характера и неврозов зависит от прошлого травматического опыта взаимодействия со значимыми взрослыми.

Юнг не отрицал важности прошлого опыта, но считал, что жизнь сама по себе терапевтична, а судьба во многом зависит от наших ежедневных выборов.

Основным предметом интереса и Фрейда, и Юнга стала бессознательная часть психики.  Как предположил Фрейд, бессознательное состоит из вытесненных первичных биологических влечений и находится в конфликте с сознанием. Сознание постепенно, по мере развития, преодолевает  конфликт с бессознательным путем его ограничения.

 Для Юнга бессознательное - все психические содержания или процессы, которые не осознаются. Между сознанием и бессознательным постоянно  происходит обмен психической энергией.  Сознание, направленное, прежде всего, в социум, цензурирует бессознательные импульсы, при этом блокируя доступ к мощным психическим ресурсам, которые имеются в бессознательном.

По мнению Юнга, бессознательное содержит два слоя – личное бессознательное и коллективное бессознательное. Если личное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного представлено архетипами-    архаическими образованиями, содержащими в себе потенциал воплощения в различных образах, зависящих от личного опыта человека.

Фрейд и Юнг во многом не соглашались друг с другом и в итоге разорвали отношения. Однако в одном они были согласны  - бессознательное существует. Сама жизнь и взаимоотношения двух мудрецов являются лучшим доказательством его существования. Люди, посвятившие всю жизнь изучению этого феномена, в своей личной судьбе порой оказывались захваченными предметом своего научного интереса.

Наталья Николаева,

преподаватель  Института

психологического консультирования

«Новый Век», психолог-консультант

 

 

Перейти к списку статей

Смотрите также
Психодрама как метод: возможности и перспективы
Психодрама – это уникальный метод групповой психотерапии, который был разработан Якобом Морено в первой половине XX века. Морено считал, что каждый человек обладает творческим потенциалом, который может быть использован для самовыражения и самопознания. В основе этого метода лежит идея драматического воспроизведения реальных жизненных ситуаций через ролевые игры.
Чувство стыда
Чувство стыда - сложное и сильное эмоциональное переживание. Как правило, характеристики проявления этого чувства связывают с ощущением дискомфорта, переживанием собственной «плохости», недостойности. В народе говорят - «сгореть со стыда», «провалиться сквозь землю». Физически человек в этот момент чувствует, как кровь приливает к щекам или, наоборот, отливает от лица, тело вялое, тяжелое или нет ощущений, плечи опущены, глаза отводятся. Телесные проявления стыда иллюстрируют то, что нам хочется сделать, когда мы переживаем эту эмоцию — отвернуться, спрятаться, скрыться. И это - очень ярко ощущаемые переживания. Юнгианский аналитик М.Якоби обращает внимание на то, что желание скрыть свой стыд (как и сам факт, что человек стыдится) является универсальной человеческой характеристикой.