Учитель и Ученик: размышление об истории отношений Фрейда и Юнга

Драматические взаимоотношения Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда до сих пор привлекают внимание не только психоаналитиков. Казалось бы, уже сто лет прошло, что может быть такого захватывающего в отношениях двух мужчин из прошлого века? Между тем, только у фильма «Опасный метод» на русскоязычных видеоплатформах сотни тысяч просмотров, а в сети можно найти множество рассуждений, обсуждений, эссе, посвященных этой истории. Вряд ли все эти зрители и читатели – психоаналитики. Вероятно, интерес связан с тем, что история взаимоотношений Фрейда и Юнга архетипична, это вечный сюжет – Учитель и Ученик, Создатель и Создание. История дружбы и соперничества.
Размышляя над историей отношений Фрейда и Юнга, задумываешься над вопросами: легко ли Создателю отпускать Создание? А Учителю признать, что лучший Ученик уже больше не Ученик? Где границы близости Учителя и Ученика? Юнг решил стать равным Учителю, и был остановлен на границе. А Фрейд сохранял границу, возможно, ради сохранения того, что Юнг потом назовет Персоной? Да и сам Юнг парадоксально повторил похожий сюжет в истории с Сабиной Шпильрейн. Не каждый Учитель найдет в себе мужество и мудрость признать, что Ученик превзошел его, и подарит Ученику свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного учителя».
В 1907 г. встретились Фрейд, к тому моменту уже искавший кого-то на роль принца и наследника, и Юнг, молодой амбициозный психиатр. По мысли Фрейда Юнг должен был стать его наследником и продолжателем. Отношения начались со взаимной идеализации, а затем, как нередко бывает, идеализация сменилась неприязнью и взаимными нападками в письмах. Юнг покинул международную психоаналитическую ассоциацию, пережил тяжелый душевный кризис и, внеся существенные изменения в психоанализ, создал собственный метод- аналитическую психологию.
Для Фрейда либидо, понимаемое как сексуальный инстинкт, определяло человеческую культуру. Врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, детерминируют, по мысли Фрейда, деятельность человека. Юнг не согласился с тем, что у поступков, мыслей и устремлений людей есть только одна мотивация. Он определял либидо как психическую энергию, творческую жизненную силу, которая может принимать различные формы. Он полагал, что взаимодействие личности и внешнего мира поддерживается не только сексуальностью, сексуальность – лишь одно из влечений.
Юнг верил в высшее. По его мнению, в каждом есть частица божественного, Самость как Бог внутри психики направляет личность по пути индивидуации, не особо интересуясь ее желаниями. Деятельность души обусловлена не только причинами, лежащими в прошлом, но и задачами, целями, адресованными нам из будущего.
Фрейд был сосредоточен на детском периоде в жизни человека, он полагал, что формирование характера и неврозов зависит от прошлого травматического опыта взаимодействия со значимыми взрослыми.
Юнг не отрицал важности прошлого опыта, но считал, что жизнь сама по себе терапевтична, а судьба во многом зависит от наших ежедневных выборов.
Основным предметом интереса и Фрейда, и Юнга стала бессознательная часть психики. Как предположил Фрейд, бессознательное состоит из вытесненных первичных биологических влечений и находится в конфликте с сознанием. Сознание постепенно, по мере развития, преодолевает конфликт с бессознательным путем его ограничения.
Для Юнга бессознательное - все психические содержания или процессы, которые не осознаются. Между сознанием и бессознательным постоянно происходит обмен психической энергией. Сознание, направленное, прежде всего, в социум, цензурирует бессознательные импульсы, при этом блокируя доступ к мощным психическим ресурсам, которые имеются в бессознательном.
По мнению Юнга, бессознательное содержит два слоя – личное бессознательное и коллективное бессознательное. Если личное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного представлено архетипами- архаическими образованиями, содержащими в себе потенциал воплощения в различных образах, зависящих от личного опыта человека.
Фрейд и Юнг во многом не соглашались друг с другом и в итоге разорвали отношения. Однако в одном они были согласны - бессознательное существует. Сама жизнь и взаимоотношения двух мудрецов являются лучшим доказательством его существования. Люди, посвятившие всю жизнь изучению этого феномена, в своей личной судьбе порой оказывались захваченными предметом своего научного интереса.
Наталья Николаева,
преподаватель Института
психологического консультирования
«Новый Век», психолог-консультант

