Задачи психологического тренинга с подростками
2011 Ольга Лысак,
Понятие и задачи психологического тренинга с подростками
Психологический тренинг - это особое групповое занятие, направленное на психологическую помощь людям.
Принципы и правила групповой работы.
К настоящему времени метод групповой работы представлен большим разно-образием своих форм и конкретных методологических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Тем не менее можно говорить о нали-чии ключевой идеи, объединяющей эти формы: стремление помочь развитию лич-ности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала. Идея изменения, трансформармации человеческого Я в изменяющемся мире. Речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, даже если эта задача напрямую не ставится в ходе работы.
Преимущества групповой формы психологической работы:
Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межлично-стных проблем, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и дру-гие испытывают сходные чувства.
Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидным такие факторы, как давление партнеров, социальные влияние и конформизм. Это дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности закономер-ности общения и поведения других людей и самих себя.
Возможность получение обратной связи, искренней и безоценочной, поддержки от людей со сходными проблемами.
В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Появляется возможность научиться по-новому относиться к себе и людям.
В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения.
Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить пси-ологические проблемы каждого.
Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания - открытие себя другим и открытие себя самому позволяет понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
Базовые тренинговые методы:
Групповая дискуссия. Это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющего поменять мнения, позиции и установки участников группы в про-цессе непосредственного общения. Также это возможность увидеть проблему с раз-ных сторон и способ групповой рефлексии через анализ индивидуальных пережива-ний. Групповая дискуссия позволяет получить опыт высказаться самому и выслу-шать других, опыт конструктивного спора и выяснений противоречий.
Игровые методы. Включают ситуационно- ролевые, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игр в тренинге чрезвы-чайно продуктивно. Игры часто позволяют обнаружить наличие трудностей в об-щении и психологических проблем ( диагностическая задача ). Они являются пре-красным способом преодоления скованности и напряжения участников. Благодаря игре закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступ-ными ранее способы взаимодействия с окружающими, тренируются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Игра как никакой другой метод, эф-фективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потен-циалов человека, проявления искренности и открытости. Игра становится мощным психотерапевтическим и и психокоррекционным средством работы в группе.
Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники развивают умения воспринимать, понимать, и оценивать других людей, самих себя, свою группу. Участники получают вербальную и невербальную информацию, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие.
Методы телесно- ориентированной психотерапии. Здесь выделяют три основ-ные подгруппы приемов: работа над структурой тела, чувственное осознание и ме-тоды нервно- мышечной релаксации.
Медитативные техники. Чаще всего используют для обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряже-ния, стрессовых состояний.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВ
Общие цели групповой психологической социально - и личностно - ориентированной работы:
•1. Исследование и анализ психологических и социальных затруднений участников.
•2. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психичпского здоровья.
•3. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия и создание основы для более эффективного общения.
•4. Стимуляция и развитие самосознания.
•5. Самоисследование.
•6. Активизация творческого потенциала.
- Содействие процессу личностного развития, развитие личностных качеств и умений.
- Выработка новых и изменение неэффективных навыков поведения.
- Коррекция и предупреждение эмоциональных нарушений, нарушений в познавательной сфере.
- Реабилитация при различных травматических нарушениях психического здоровья.
Специфика любой групповой социально-психологической работы такова, что в той или иной степени мы можем иметь « побочную» пользу , поскольку и аналитический , и коррекционный , и реабиалитационный эффект могут на-ступить в результате личностного и социального развития.
Личностный рост - это процесс развития личности, то есть:
1) получение опыта осознанного переживания;
2) осознавание ресурсов возможностей;
3) повышение уровня психологической компетенции;
4) самопознание и самовыражение;
5) развитие смелости к изменениям;
6) рост аутентичности ( умения быть собой );
7) пересмотр установок и мировоззренческих позиций.
Результатом этого процесса являются:
- изменения в реальной жизни;
- гибкость в поведении;
- разрешение конфликтов, проблем;
- принятия себя;
- мировоззренческие изменения.
Социальное развитие возможно только в результате личностного развития. В противном случае любые попытки развить социальную адаптацию сведутся к простому заучиванию ограниченного набора фраз, реакций , нескольких наборов поведения. И они ни в коем случае не смогут оказать человеку существенную помощь во всем многообразии трудных жизненных ситуаций, которые прихо-диться пройти подростку в период взро тем и упражнений, с тимулирующих личностное развитие.
Групповые психологические тренинги - это наиболее эффективный инстру-мент для личностного и социального развития.
У каждого человека есть свои представления о себе, о других, о том , что « хорошо» и « правильно », о том, что «плохо» и « неправильно ». Складыва-ющиеся в течение жизни представления о себе нередко не совпадают с совокуп-ностью реальных качеств человека. Кроме того, его способы самопроявления производят на окружающих определенное впечатление, которое часто не сов-падает с тем, что человек на самом деле переживает и/или хотел бы выразить.
В группе происходит не только процесс самопознания, самораскрытия, но и возникает возможность обратной связи участников, которые непосредственно наблюдают проявления человека, слушают рассказ о его внутреннем состоянии и могут сопоставить детали, обнаружив несовпадения.
В результате происходят процессы, описанны Лафтом Джозефом и Гарри Инграмом в схеме « Окно Джогари »
Окна Джогари
Другие
|
Я - сам Знаю о себе Не знаю о себе
|
|
Знают обо мне
|
1
Открытая область
|
2
Слепая область
|
Не знают обо мне |
3
Скрытая область
|
4
Неизвестная область
|
•1. Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.
•2. Слепая область состоит из того, что человек сам не замечает, другие замечают это, но считают неуместным говорить об этом ( чаще всего - особенности по-ведения и реакций ).
•3. Скрытая область содержит то, что осознает субъект, но не знают другие ( интимные моменты жизни, страхи, нерешенные личностные проблемы и т.п.).
•4. Неизвестная область - это то, что находится за пределами сознания самого индивида и окружающих, тем не менее это « нечто» в человеке может ока-зывать ущественное влияние на его жизнь ( например, ранние травмати-ческие переживания, неосознанный конфликт потребностей и страхов и т.п.).
Работа в психологическом тренинге приводит к расширнеию 1- области за счет уменьшения 2-4 областей. При этом уменьшение « слепой области» про-исходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участ-ников позволяет им снять маски и приводит к уменьшению «скрытой обла-сти» . Совместно с ведущим группа исследует «неизвестную область», в ре-зультате участники получают новые знания и понимание себя и других.
Е.В.Емельянова развивает метафору Олега Евтюхова, который сравнил процесс психологического тренинга с процессом перестройки здания, и гово-рит, что в здании «личности» есть несущие стены, есть подвалы и чердаки, где давно никто не бывал. В подвалах много темного,что может подтачивать фундамент всего здания. На чердаке много лишнего, ненужного.
На психологическом тренинге человек может:
- делать пристройки ( новые навыки и умения, развитие новых качеств ), к «зданию» своей личности;
- расчищать, проветривать подвалы, освещая их светом новых знаний и испо-льзуя их сокровища для сегодняшнего дня;
- очищать чердаки, избавляясь от наносного, чуждого, не нужного;
- надстраивать новые этажи, развиваясь;
- просто приводить в порядок свое здание, познавая себя.
В психологическом тренинге в той или иной пропорции пересекаются , и протекают в тесном взаимодействии несколько форм групповой работы, это - психотерапия, психокоррекция, обучение и игра. Часто эти процессы просто сливаются.
Психотерапия - это процесс, нацеленный на :
- помощь в выражение старой боли;
- проработку ригидных зашитных механизмов;
- ре-переживание и заживление старых травм;
- исследование корней проблем;
- поиск ресурсов для лучшего взаимодействия с окружающей средой;
- осознание и разрешение бессознательных конфликтов.
Психокоррекция включает в себя :
- диагностику нарушений в психической сфере;
- соотнесение существующих психических проявлений с определенными нормами;
- воздействие с целью развития определенных качеств или с целью их восстанавления;
- воздействие с целью адаптации к изменившимся условиям и приведение состояния человека к привычным и свойственным для него «нормам».
Обучение - это :
- информирование;
- демонстрация определенного навыка и его отработка;
- работа на когнитивно- поведенческом уровне.
Игра - это:
- развлечение;
- отыгрывание различных ситуаций;
-экспериментирование, «примеривание» возможных ролей;
- отыгрывание альтернативных ролей ( то есть ролей своих оппонентов).
Правила групповой работы
1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившейся до группы, субординации. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.
2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
3. Правили искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что ( по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.
4. Правило «здесь и сейчас». Обсуждению подлежит только то, что происходит
«здесь и сейчас».
•5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и каса-ющаяся «личных» жизненных историй, не выносится за пределы круга.
•6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о ли-чности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать не-диференцированно.
•7. Правило «СТОП!». Каждый участник имеет право остановить процесс, касающийся лично его.