Как учатся взрослые люди
Автор - Надежда Носикова, преподаватель Института психологического консультирования «Новый Век». Санкт-Петербург.
Кого-то учит жизнь, а кого-то и тренинг. Отличие, пожалуй, в том, что на тренинге учеба - процесс управляемый, а в жизни – непредсказуемый, а иногда и с тяжелыми последствиями.
Уже более 15 лет наши сотрудники занимаются профессиональной подготовкой психологов-консультантов. Кто-то приходит к нам за новой профессией, а кто-то и за расширением своих компетенций на основной работе. Ведь навыки конструктивного общения, управления эмоциональными состояниями, решения конфликтных ситуаций и т.д. пригодятся любому профессионалу, работающему с людьми.
За долгие годы преподавательской практики самым эффективным методом обучения зарекомендовал себя метод Колбы. Его автор - Дэвид Колб (David A. Kolb), специалист по психологии обучения взрослых.
Уже в первый же день занятий студентам, а это, как правило, взрослые люди, уже имеющие высшее образование, предлагаются упражнения по взаимодействию друг с другом. В ходе выполнения этих упражнений проявляется некий опыт, который, как правило, воспроизводит привычный стиль взаимодействия участников с другими людьми.
Упражнение достаточно простое: студенты распределяются на пары, и им предлагается рассказать друг другу о себе. То есть, здесь мы проходим первый этап из цикла Колба – проживаем непосредственный, конкретный опыт, который, безусловно, имеет каждый взрослый человек в той сфере, которой хочет обучиться.
После выполнения упражнения опыт, полученный прямо здесь и сейчас, обсуждается и анализируется в группе.
Задаются вопросы, помогающие осознать и обобщить то, что, возможно, студенты знали и наблюдали, но не придавали этому значения.
Что помогало воспринимать информацию? Что мешало? Какое расположение собеседников между собой было комфортным, а какое напрягало? Как сказывались на общении: поза, мимика, темп речи, употребление тех или иных слов, направление взгляда, интонации, ассоциации, связанные с внешностью и манерами собеседника и т.п. Что было сложнее: говорить или слушать? С чем это может быть связано? И т.п.
Здесь мы проходим уже второй этап цикла – этап наблюдения и рефлексии.
В ходе анализа полученного опыта уже появляются какие - либо гипотезы и желание эти знания и предположения упорядочить, получить дополнительную информацию и выстроить для себя некую концепцию.
Совместными размышлениями и наблюдениями создается обобщенная картина действий, помогающих людям во взаимопонимании, и мешающих, прерывающих общение. Происходит знакомство с различными исследованиями межличностных коммуникаций.
Именно на этом, третьем этапе цикла Колба, мы выстраиваем модель, описывающую полученную информацию, опыт, знакомимся и с тем, что человечество уже наработало по данному вопросу:
изучаем технику активного слушания, техники отзеркаливания, знакомимся с «языком тела», с различными лингвистическими модальностями, видами вопросов, эмпатией и способами ее развития, разбираем виды обратной связи и т.д.
Далее участникам предлагается вновь объединиться в пары и поделиться своими впечатлениями от проделанной работы, используя все знания, полученные при прохождении третьего цикла. То есть, любое новое знание тут же проверяется практикой, что и составляет четвертый цикл Колба, и вновь анализируется. Подводятся итоги, делаются выводы.
На следующем этапе мы беремся исследовать, чем же все-таки консультативное общение отличается от других видов коммуникаций. И цикл Колба запускается вновь.
Путь нашего научения непрерывен и цикличен, как сама жизнь, и Цикл Колбы уже не кажется нам каким-то новым изобретением, а представляется таким же законом развития, как и физические законы бытия. А используя этот закон, учиться становится легко и радостно!
Итак, простая схема: опыт - осмысление опыта – теоретические концепции – применение на практике – опыт, - дает замечательные результаты в освоении новых знаний, умений и навыков, то есть такое усвоение процессов, которое остается с тобой навсегда.