Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты

Как учатся взрослые люди

Как учатся взрослые люди

Автор - Надежда Носикова, преподаватель Института психологического консультирования «Новый Век». Санкт-Петербург.

Кого-то учит жизнь, а кого-то и тренинг. Отличие, пожалуй, в том, что на тренинге учеба - процесс управляемый, а в жизни – непредсказуемый, а  иногда и с тяжелыми последствиями.

Уже более 15 лет наши сотрудники занимаются профессиональной подготовкой психологов-консультантов. Кто-то приходит к нам за новой профессией, а кто-то и за расширением своих компетенций на основной работе.  Ведь навыки конструктивного общения, управления эмоциональными состояниями, решения конфликтных ситуаций и т.д. пригодятся любому профессионалу, работающему с людьми.

За долгие годы преподавательской практики  самым эффективным методом обучения зарекомендовал себя метод Колбы. Его автор - Дэвид Колб (David A. Kolb),  специалист по психологии обучения взрослых.

Уже в первый же день занятий студентам, а это, как правило, взрослые люди, уже имеющие высшее образование, предлагаются упражнения по взаимодействию друг с другом. В ходе выполнения этих упражнений проявляется некий опыт, который, как правило, воспроизводит привычный стиль взаимодействия участников с другими людьми.

Упражнение достаточно простое:  студенты распределяются на пары, и им предлагается рассказать друг другу о себе. То есть, здесь мы проходим первый этап из цикла Колба – проживаем непосредственный, конкретный опыт, который, безусловно, имеет каждый взрослый человек в той сфере, которой хочет обучиться.

После выполнения упражнения опыт, полученный прямо здесь и сейчас, обсуждается и  анализируется в группе.   

Задаются вопросы, помогающие осознать и обобщить то, что, возможно, студенты знали и наблюдали, но не придавали этому значения.

Что помогало воспринимать информацию? Что мешало? Какое расположение собеседников между собой было комфортным, а какое напрягало? Как сказывались на общении: поза, мимика, темп речи, употребление тех или иных слов, направление взгляда, интонации, ассоциации, связанные с внешностью и манерами собеседника и т.п. Что было сложнее: говорить или слушать? С чем это может быть связано? И т.п.

Здесь мы проходим уже второй этап цикла – этап наблюдения и рефлексии.

В ходе анализа полученного опыта уже появляются какие - либо гипотезы и желание эти знания и предположения упорядочить, получить дополнительную информацию и выстроить для себя  некую  концепцию.

Совместными размышлениями и наблюдениями создается обобщенная картина действий, помогающих людям во взаимопонимании, и мешающих, прерывающих общение. Происходит знакомство с различными исследованиями межличностных коммуникаций.

Именно на этом, третьем этапе цикла Колба, мы выстраиваем модель, описывающую полученную информацию, опыт, знакомимся и с тем, что человечество уже наработало по данному вопросу:

изучаем технику активного слушания, техники отзеркаливания, знакомимся с «языком тела», с различными лингвистическими модальностями, видами вопросов, эмпатией и способами ее развития, разбираем виды обратной связи и т.д.

Далее участникам предлагается вновь объединиться в пары и поделиться своими впечатлениями от проделанной работы, используя все  знания, полученные при прохождении третьего цикла. То есть, любое новое знание тут же проверяется практикой, что и составляет четвертый цикл Колба, и вновь анализируется. Подводятся итоги, делаются выводы.

На следующем этапе мы беремся исследовать, чем же все-таки  консультативное общение отличается  от других видов коммуникаций. И цикл Колба запускается вновь.

Путь нашего научения непрерывен и цикличен, как сама жизнь, и Цикл Колбы уже не кажется нам каким-то новым изобретением, а представляется таким же законом развития, как и физические законы бытия. А используя этот закон, учиться становится легко и радостно!

Итак, простая схема: опыт - осмысление опыта – теоретические концепции – применение на практике – опыт, - дает замечательные результаты в освоении новых знаний, умений и навыков, то есть  такое усвоение процессов, которое остается с тобой навсегда.

 

 

 

Перейти к списку статей

Смотрите также
Номерные арканы, как часть символической системы Таро
Номерными арканами в Таро представлены четыре архетипических сценария развития событий в сферах: реализации желаний (жезлы), развития отношений (кубки), формирования убеждений (мечи) и самореализации человека (пентакли). Анализ символики и психической динамики этих сценариев, а также описание общих принципов и различий приведены в этой статье.
«Местный абьюзер практикует газлайтинг»
«Местный абьюзер практикует газлайтинг» – фразы вроде этой можно увидеть в современных блогах и заметках по психологии. Что же такое «Газлайтинг»? И кто такой «абьюзер» и как он вообще связан с газлайтингом?