Нарциссизм. Часть четвёртая. Пограничная динамика у людей с нарциссической структурой характера.
Нарциссизм. Часть четвёртая.
Пограничная динамика у людей с нарциссической структурой характера.
Автор: выпускница Института "Новый Век", психолог-кнсультант Мария Гиниятова
В основе зависимой нарциссической структуры характера лежат особенности пограничной динамики. Нэнси Догерти и Жаклин Вест отмечают: «В данной структуре нарциссические защиты покрывают более ранние защиты Самости, поэтому переживания и образы зависимого нарцисса менее фрагментарны и не так кровожадны. Такой человек доведет себя до изнеможения, но не будет резать вены. Но он является непосредственным порождением пограничной реальности» .
Межличностные отношения зависимого нарцисса не так противоречивы и столь накалены, как у пограничной личности. Но если зависимый нарцисс потеряет связь с отзеркаливающим и идеализируемым человеком, он может регрессировать в примитивный пограничный хаос, где связь только что сформированных Я-структур будет поставлена под угрозу. Но, в то же самое время, эта регрессия может быть необходима, чтобы запустить созидательное взаимодействие между Эго и Самостью. Типичные зависимые Пуэллы ныряют из одних отношений в другие, желая встретить родственную душу, «а чтобы добиться восхищения другого человека, пускают в ход все свое обаяние, подкупая юношеской непосредственностью».
В терапии у клиентов с пограничной структурой характера позитив и негатив быстро сменяют друг друга. Границы между терапевтом и клиентом, а также между сознательным и бессознательным могут размываться. По мнению Нэнси Догерти и Жаклин Вест «терапевт должен намеренно удерживать в своем сознании мысль о целебном эффекте, который дает проживание вместе с пациентом всех его многообразных ощущений, при условии, что терапевт аккуратно их разъясняет и тем самым содействует зарождению рефлексивного сознания у пациента». Терапевту необходимо выдержать эти состояния, не принимая мер наказания. Клиент должен видеть в терапевте человека, который сохраняет к нему доброе отношение, который не уйдет. «Если терапевт умеет отслеживать собственные чувства и защиты, то он сможет сохранить с пациентом устойчивый, действенный и нерушимый контакт».
Вышеупомянутые авторы отмечают, что когда человек с пограничной структурой не отдается во власть аффективного бессознательного, а учится выстраивать с ним отношения, он получает доступ к его богатому созидательному потенциалу. Человек получает подпитку от архетипов, наполняется жизненной энергией, обретает способность вступать в отношения, наполненные глубиной, чувствами, страстью.
Люди с пограничной структурой характера очень нуждаются в общении, но, чувствуя близость к другому человеку, впадают в панику из-за страха поглощения и тотального контроля. В то же самое время, когда они отстраняются от людей, они чувствуют себя до боли покинутыми, одинокими. Ни близость, ни дистанция не приносят им комфорта.
Клиницисты-теоретики склонны объяснять структурные нарушения одной базовой причиной: например, желание пациента контактировать встречает препятствия (Кохут) или пациентом движут агрессивные импульсы (Кернберг). Человек с пограничной структурой характера одновременно может сближаться и отталкивать человека, в одну минуту любить, а в другую ненавидеть. Он жаждет близости, но тем самым отталкивает других. Он хочет контакта, но разрывает отношения, бросает работу.
Шварц-Салант отмечает, что пограничный человек погружается в «душевные состояния, которые поступают вплотную и выходят за границу, разделяющую личное и архетипическое, вследствие чего аспекты того и другого переплетаются между собой зачастую самым необычным образом». Он также считает, что пограничному человеку не хватило эмпатических откликов со стороны значимых людей и у него отсутствует внутренняя положительная репрезентация Я и внутренних структур. Такой человек переживает архетипическое в негативной форме, не имея доступа к позитивному переживанию. Психика человека распадается на множество частей, чтобы заглушить боль. Таким образом, человек не может прийти к согласию с самим собой и с окружающим миром.
Люди, личность которых организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны, психоаналитики называют нарциссическими. Подводя итоги, скажу, что люди с данным типом личности не умеют принимать других людей, не осуждая и не используя. Им сложно любить не идеализируя, выражать подлинные чувства без стыда. Они нуждаются в других, но любовь к ним поверхностна. Такому типу личности свойственны противоположные состояния Эго: грандиозное – когда все хорошо или истощенное – когда все плохо. У таких людей присутствует страх резкой потери самоуважения. Они стремятся отрицать раскаяние и благодарность. Нуждаются во внешнем подтверждении, чтобы ощущать внутреннее соответствие.
Кохут утверждал, что фундаментальной проблемой развития нарциссического типа личности является неотзывчивость ранних объектов самости, Кернберг полагал, что у этих пациентов количество агрессивного влечения чрезмерно вследствие сочетания врожденной силы инстинктов, слабого эго, неспособного выдерживать тревогу, и серьезной внешней травмы со стороны родителей в детстве. Неспособность интегрировать агрессивные и либидинозные объектные связи мешает развитию эго и супер-эго, и в результате дает устойчивость интроектов примитивного супер-эго с садистскими и чрезмерно идеализированными свойствами.
У нарциссической личности нарушена как маскулинная, так и фемининная сфера психической деятельности. Теряется соединяющее начало, связывающее сознание с бессознательным. Вместо взаимоотношений, как с внутренними, так и внешними мужчинами и женщинами, появляется гонка за власть. Трансформация компонентов противоположного пола порождает способность к единению и близким отношениям с другим человеком, основанным на сознательных установках и существовании общих потребностей. В процессе трансформации нарциссического расстройства личности и во внешнем, и во внутреннем мире рождается взаимосвязь с людьми, с которыми раньше взаимодействие не складывалось.
При работе с данным типом личности, в первую очередь необходимо осознать защиты пациента с целью понимания структуры характера пациента. Так он обретает понимание этих механизмов, как с ними работать, а затем может объяснить их пациенту.
Второй этап – работа с переносами. Он представляет собой попытку восполнить существовавшее в детстве слабое зеркальное отражение, послужившее причиной образования нарциссической структуры. Во время нарциссических переносов у пациента всегда параллельно развивается спектр негативных чувств по отношению к психологу. На этом этапе подавляющее большинство интерпретаций должно относиться либо к переносу, либо к внешним объектным отношениям, либо к деятельности, в которую вовлечен клиент. Основное убеждение нарциссического типа личности, что для деятельности не существует никаких ограничений, а для отдыха - никакой возможности. Таким образом может наблюдаться активность, которая кажется бесконечной для достижения максимальных результатов или выполнения максимального количества задач. Такой максимализм может наблюдаться и в терапевтической деятельности.
Третий этап терапии характеризуется тем, что расщепленная Самость соединяется с создающей наслаждение архетипической энергией. Радость и наслаждение может сменяться ожиданием нападения. На этом этапе повляется собственное сознание клиента, и клиент начинает видеть свой внутренний мир. К этому времени нарциссические переносы уже давно сформировались и были проработаны, что привело к видимым изменениям в поведении и образованию новой психической структуры. На этом этапе концентрация терапевта может сменяться рассеянностью и наблюдается скукой. Задача терапевта на этом этапе – помочь клиентку пережить ярость и злость, которые скопились внутри и пройти инициацию, приняв свои внутренние части. Необходимо помочь клиенту интегрировать его садистскую энергию, воплощенную в образе матери. Воссоединение с «радостным ребенком» представляет собой аналитическую дорогу по направлению к архетипической реальности. Энергии ребенка проникают в Эго, наполняя его символическим ощущением целостности, заложенным в Самости и в отношениях с окружающими, и вместе с тем ведут Эго к архетипической реальности. Постепенно клиент начинает доверять своему взгляду, его Эго становится крепче, появляется индивидуальность. Устанавливается связь с появляющейся Самостью, которая позволяет клиенту ощутить в себе мужество. У клиента появляется достаточно энергии, чтобы видеть и знать, и тогда исчезает необходимость в защитном процессе.