Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты
Главная страница » Статьи » Словарь психолога » ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ

Чаще всего Интернет-аддикция понимается расширительно, как:

  • зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
  • "информационная перегрузка", т.е. компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;
  • компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам,
  • зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными,
  • зависимость от "киберсекса", т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях "для взрослых".
    Проблемой зависимости от Интернета занимаются в основном специалисты по психическому здоровью; может быть, поэтому "информационная перегрузка" практически не подвергается изучению. Анализ может быть, на наш взгляд, существенно дополнен, исходя из других теоретических соображений.
    В деятельности "аддикта" очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность. Интернет-адикция граничит с описанием субъекта, увлеченного процессом познания, испытания себя или творчества; наиболее адекватным психологическим аналогом феномена зависимости от Интернета будет опыт "потока" (flow), или аутотелический опыт (М.Чиксентмихайи). Опыт потока можно понимать как одну из возможных конкретизации процессов внутренней мотивации. Возникает ощущение переноса в новую реальность; опыт потока ведет к нарушению чувства времени, отвлечению от окружающей физической и социальной среды. Кроме того, опыт потока граничит с вызовом имеющимся у субъекта знаниям, умениям, навыкам и способностям, в целом его компетентности в решении проблем. При этом аутотелический опыт не привязан к конкретным видам деятельности.
    Может быть высказано предположение, что сопутствующие феномену Интернет-аддикции (или во всяком случае такой его разновидности, как "информационная перегрузка") поглощенность деятельностью, познавательная активность, отвлечение от окружения, забывание обязанностей и "выключенность" из актуального времени, готовность к преодолению возникающих проблем имеют ту же природу, что и опыт потока
    В недавнее время было высказано и в результате обширного эмпирического исследования подтверждено (Д.Хоффман и Т.Новак) предположение, согласно которому опыт потока детерминирован в деятельности пользователей Интернета (навигаторов по WWW) следующими параметрами:
  • высокий уровень умений (относящихся к работе в Интернете) и контроля;
  • высокий уровень мобилизованности (работа в Интернете воспринимается как вызов - challenge - способностям и умениям) и возбуждения;
  • фокусированность внимания (высокая концентрация);
  • интерактивность (скорость работы компьютера, быстрота загрузки веб-страниц) и "телеприсутствие", или telepresence (способность забываться, погружаться в "киберпространство" и воспринимать его как реальность).
    Данная операционализация опыта потока и его преломления в деятельности пользователей Интернета находит применение при описании познавательной деятельности, опосредствованной Интернетом Высказанное мнение о перспективности концепции потока и аутотелического опыта для анализа деятельности человека в Интернете находит подтверждение. Представляется, что теория аутотелического опыта может быть плодотворно использована для выработки психологического (не путать с патопсихологическим) объяснения эффекта привязанности множества людей к Интернету и их зависимости от разнообразных видов сетевой деятельности. Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно обсессивное пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая т.н. аддиктов ощущением потока.
    Выводы:
    1. Зависимость от Интернета, или Интернет-аддикция - реально существующий феномен. Для того, чтобы считать его заболеванием, в настоящее время недостаточно клинических данных.
    2. Если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием (в качестве, например, т.н. "киберрастройства"), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. Расширение симптоматики удобны на данный момент специалистам по психическому здоровью и исследователям этого феномена.
    3. Ряд эффектов, считающихся проявлениями феномена зависимости от Интернета, предположительно могут получить альтернативное объяснение - например, в рамках психологической концепции "потока".
    4. За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения. Зависимые от Интернета пользователи нуждаются в квалифицированной психотерапевтической помощи.
    5. Феномен Интернет-аддикции постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения. Применяться должны и качественные, и количественные исследовательские методы. Ведущаяся в настоящее время работа способствуют развитию методологии психологического исследования.

Войскунский А.Е.
Психологические исследования феномена интернет-аддикции

Перейти к списку слов