Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты
Главная страница » Статьи » Словарь психолога » ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович

ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович

ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994) - российский философ, психолог, методолог, создатель научной школы методологии. Канд. философских наук (1964). В 1946 г. поступил на физический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1949 г. перевелся на второй курс философского фак-та МГУ (философские вопросы естествознания, логика и методология науки), который закончил в 1953 г. В 1952-1954 гг. создает (вместе с Б.А. Грушиным, А.А. Зиновьевым и М.К. Мамардашвили) Московский логический кружок (МЛК), явившийся предшественником Московского методологического кружка - ММК (1955), который Щ. вел до конца своей жизни. После окончания ун-та работает школьным учителем (1951-1958), одновременно разрабатывает проблемы взаимоотношений педагогики и логики, социологии и психологии; проводит исследования мыслительной деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой деятельности в детском сообществе и т. п. ("Языковое мышление и его анализ" - тема его кандидатской диссертации). Опыт изучения, с одной стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был отрефлексирован в идее и программе разработки новой (содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии. В 1958 Щ. оставляет преподавание в школе и переходит в Издательство АПН РСФСР. Одновременно работает в отделе теории журнала "Вопросы психологии". Укрепляет и расширяет контакты с психологами, приобретшие регулярный характер начиная с 1954-1955 гг. В 1958 г. организует (совместно с В.В. Давыдовым и под патронажем П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике (при Обществе психологов СССР), первое официальное междисциплинарное объединение (ММК) - пока еще в основном философов и психологов. В 1960 г. становится научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где создает программу операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления. В 1960-е гг. разрабатывает представление об "объективной структуре мыслительной деятельности", реконструируемой методологическими, по преимуществу, средствами и "метод нормативного анализа деятельности". Используя в качестве системообразующей категорию "норма" (культурная норма), преобразует операционально-деятельностный подход в культурно-нормативный (нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант "теории деятельности". В эти же годы объединяет методологические исследования с системным подходом и разрабатывает основы методологии системно-структурных исследований и разработок (ССМ, позже СМД-методология). Этому способствовал организованный им в 1962 г. (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике при совете по кибернетике АН СССР - одна из форм и стадий развития ММК. С 1965 г. работает в проектно-исследовательских организациях до перехода в 1974 г. в Московский областной государственный институт физической культуры. В конце 70-х гг. реформирует ММК, который становится органом трансляции практических форм организации мыследеятельности по образу методологического семинара (самого ММК), с его особыми "организованностями" мышления и деятельности, как самовоспроизводящейся формой междисциплинарной коллективной интеллектуальной коммуникации. В 1980-е гг. Щ., совместно с учениками и последователями, разрабатывает и отрабатывает специальные средства такой трансляции - организационно-деятельностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса. Организация и проведение ОДИ, разработка средств их интеллектуально-организационного обеспечения - основная его тема в НИИ ОиПП АПН СССР, куда он в 1980 г. переходит на работу (лаборатория принятия решений и психологии оргуправленческой деятельности). С 1983 по 1992 г. Щ. работает в проектно-исследовательских организациях. С 1988 г. организует при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ, а при комитете печатный орган - журнал "Вопросы методологии", в котором он - гл. ред. За период 1979-1991 гг. организовал и провел свыше 90 игр (с количеством участников от десяти до нескольких сот человек), предметно-тематическим содержанием которых были педагогика и психология, наука и производство, право и экология, экономика и управление и т. д. и т. п. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил, воспитал и приобщил к методологическому движению сотни специалистов, демонстрируя и передавая им уникальный опыт педагога-организатора. Основные соч.Щ. представлены в "Избранных трудах", М., 1995.

А.А. Пископпель

История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005

Перейти к списку слов