Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты

СВЕРХ-Я

СВЕРХ-Я (идеальное-Я; идеал-Я; Я-идеал; Супер-Эго; супер-эго; super-ego) - одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности.

Сверх-Я - особая инстанция, выделяемая из Оно в раннем возрасте, начиная с четырех лет, и выступающая, в частности, как голос совести; призвана подавлять запретные влечения, противостоя побуждениям Оно и Я. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, оно являет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Я (Эго) субъекта. К пяти - шести годам, в связи с решением проблемы комплекса Эдипа, в структуру Сверх-Я включается, наряду с запретами, идеал-образ.

Сверх-Я возникает в результате действия двух чрезвычайно важных факторов:

1) продолжительности детской беспомощности и зависимости человека;

2) наличия у него комплекса Эдипа.

Сверх-Я - дистанцированная часть Я - восходит к влиянию родителей и воспитателей и строится по примеру их Сверх-Я: механизмом формирования Сверх-Я выступает идентификация со Сверх-Я родителей и прочих воспитателей. Поэтому Сверх-Я - носитель традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям.

Ему присущи несколько взаимосвязанных функций:

1) функция носителя совести;

2) функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести;

3) функция формирования и носителя Я-идеала;

4) функция представителя всех моральных ограничений и поборника стремления к совершенствованию.

Если Я поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно и делает что-то вопреки совести, то неизбежно его со наказание со стороны Сверх-Я в форме чувства стыда и раскаяния. Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит в функции Сверх-Я, стремится к нему и старается выполнить его требование постоянного самосовершенствования. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно, запрещая Я выполнять его стремления и желания.

С. Ю. Головин. Словарь практического психолога, 1998 г.

Перейти к списку слов