Записаться на ознакомительный семинар

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Записаться на собеседование

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Поле обязательно для заполнения
Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Аренда аудитории

Для аренды аудитории заполните заявку.

Оплата аренды аудитории
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Аренда аудиторий Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Нарциссизм. Часть первая. Особенности людей с нарциссической структурой характера

Нарциссизм. Часть первая. Особенности людей с нарциссической структурой характера

Нарциссизм. Часть первая. Особенности людей  с нарциссической структурой характера

Нарциссизм. Часть вторая. Особенности людей

с нарциссической структурой характера

Автор: выпускница Института "Новый Век", психолог-кнсультант Мария Гиниятова

Людей, личность которых организованна вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны, психоаналитики называют нарциссическими. 

Во внутренней жизни им чего-то недостает. Такие люди чувствуют себя нелюбимыми и обманутыми. Это происходит из-за того, что их фокус внимания направлен на то, как они воспринимаются другими. Многие психоаналитики видят причину нарциссизма в ранних разочарованиях во взаимоотношениях. Нарциссы подвержены страху, что они «не подходят» и испытывают стыд, ощущение низкого положения, которые могут по-разному проявляться.

В клинической литературе в качестве главных эмоций, присущих нарциссической организации личности, выделяются стыд и зависть. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Мак Вильямс упоминает: «Вина – это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд – это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия». Если человек внутренне убежден, что обладает некоторыми недостатками и может быть разоблачен, он начинает завидовать тем, кто, кажется, обладает теми достоинствами. «Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение или путем критики».

Шварц-Салант видит глубинные причины такой зависти в недостаточном развитии комплементарных половых психических компонентов - Анима и Анимуса. Вместо рефлексии и отношений с внешним миром мы сталкиваемся с навязчивостью и постоянным самомнением. Вследствие чего личностная идентичность остается нестабильной.

Нарциссическая личность остро ощущает давление индивидуации и одновременно отсутствие живой связи между Эго и Самостью, когда они сливаются в виде ощущения величия и всемогущества. Существующая зависть вызывает зависть к противоположному полу. «Для нарциссического мужчины женщина превращается в объект, который содержит в виде его проекций все недосягаемые для него черты фемининности, существующие в мужской Аниме, а мужчина, в свою очередь, становится предметом зависти нарциссической женщины, стремящейся конкурировать с мужчинами в активной деятельности». Шварц-Салант отмечает, что, работая с завистью и связанными с ней компонентами ярости и садизма, можно прийти к дезинтеграции этой структуры Самости. В результате может развиться деятельность Анимы и Анимуса, соответствующая их истинной функции.

Родственным аспектом воспитания людей, ставших впоследствии нарциссическими, является атмосфера постоянного оценивания в семье. Если на ребенка делается ставка как на жизненно важный объект, необходимый для собственной самооценки, то всякий раз, когда ребенок разочаровывает, его будут прямо или косвенно критиковать.

Нарциссически структурированные люди могут использовать целый спектр защит, но наиболее фундаментально они зависят от идеализации и обесценивания. При идеализировании собственного “Я” значение и роль других людей обесценивается, и наоборот. Кохут использовал термин “грандиозное “Я” для передачи чувства собственного величия и превосходства, которое характеризует один из полюсов внутреннего мира нарциссической личности. Эта грандиозность может ощущаться внутренне или же проецируется. Нэнси Догери и Жаклин Вест отмечают: «Происходит постоянный процесс “ранжирования”, который нарциссические личности используют при обращении с любой проблемой, стоящей перед ними: какой врач “лучше”? Какая школа “самая хорошая”? Где “самые жесткие” требования при обучении?». Обесценивание — неизбежная обратная сторона идеализации. Любые отношения внезапно рушатся, когда нарцисс разочаровывается в объекте своей идеализации, обрушивая на него свой гнев и ненависть.

Родственной защитной позицией считается перфекционизм. Нарциссические люди ставят сами перед собой нереалистичные идеалы, и либо уважают себя за то, что достигают их (грандиозный исход), либо (в случае провала) чувствуют себя просто непоправимо дефективными, а не людьми с присущими им слабостями (депрессивный исход). Эти дефекты кажутся настолько презренными, что никакой краткий успех все равно не может их скрыть, а кроме того, никто не может быть совершенным, поэтому вся стратегия проваливается, и обесцененное “Я” проявляется снова. Они считают, что главным в терапевтическом воздействии является самосовершенствование, а не понимание себя самого с целью поиска более эффективных способов обращения с собственными потребностями. Требование совершенства выражается в постоянной критике себя самого или других, а также в неспособности получать удовольствие при всей двойственности человеческого существования. Нарциссические личности могут решать проблемы с самоуважением, считая кого-либо совершенным. Затем они чувствуют собственное величие, идентифицируясь с этим человеком. Недостижимые идеалы создаются, чтобы компенсировать дефекты в “Я”.  

Первейшим условием работы с нарциссической патологией является терпение: никому из тех, кто пытался изменить психологию нарциссического клиента, не удавалось сделать это очень быстро.

Кохут рассматривал нарциссизм с точки зрения развития, когда созревание клиента шло нормально и встретилось с некоторыми трудностями в разрешении нормальных потребностей идеализации и деидеализации. Самость в целом не разрушается, а лишь сталкивается с препятствиями в своем развитии. Кернберг понимал это с точки зрения структуры: что-то очень рано пошло неправильно, позволив индивидууму окружить себя примитивными защитами, которые отличаются от нормы скорее качественно, чем по степени выраженности. По мнению Кернберга нарциссический тип личности может обладать либо врожденным сильным драйвом агрессии, либо недостаточной способностью переносить агрессивные импульсы, а также могут бояться собственных драйвов. «Концепцию нарциссической личности Кохута можно проиллюстрировать образом растения, рост которого был задержан в результате недостаточного полива и освещения в критические моменты. Нарцисса Кернберга можно представить в виде растения, мутировавшего в гибрид. Вывод из этих различных теорий состоит в том, что одни подходы к нарциссизму подчеркивают необходимость дать растению достаточно воды и солнца, чтобы оно наконец разрослось, а другие предполагают, что необходимо обрезать отклоняющиеся от нормы части, чтобы растение могло стать тем, чем оно должно быть».

Кернберг предположил, что подход Кохута можно считать разновидностью поддерживающей терапии, и поэтому он предназначен для нарциссических клиентов, находящихся в промежутке от пограничных до психотических.

Шварц-Салант дает рекомендацию при работе с нарциссическими клиентами: терапевтам «предстоит увеличить осознание и честность нарциссического пациента относительно природы его поведения. При этом не следует стимулировать сильный стыд, потому что пациент или захочет прекратить лечение, или же будет иметь секреты от терапевта. Одним из способов достижения этого в контексте жалобы пациента и его критицизма является вопрос: “Выражали ли вы прямо свои потребности?”».

 

Перейти к списку статей

Смотрите также
Нарциссизм. Часть вторая. Зависимая нарциссическая структура характера.
Нэнси Догери и Жаклин Вест, описывая людей с зависимой нарциссической структурой характера, выделяют мотив, определяющий их поведение. Это стремление добиться внимания другого, получить одобрение, признание в любви, уважении. Люди с нарциссической структурой характера часто добиваются больших успехов, потому что успех приносит уважение. Они ищут источник любви и смысла в другом человеке. Одобрение других людей приносит нарциссическое удовлетворение, которое сохраняет целостность личности и привязанность к объекту. Зависимый нарцисс имеет внутреннее ощущение того, что некий источник любви и смысла сосредоточен в другом человеке, поэтому ради его обретения он способен пойти на многое. Он способен отчаянно привязаться к недосягаемому объекту как к источнику спасения.
Перфекционизм: что это такое, и нужен ли он вам?
Впервые осознанно с этой темой я столкнулась несколько лет назад в качестве клиента на консультации у психолога. У меня было стойкое убеждение, что я должна быть супер-мамой, не такой, какая была у меня. В своих фантазиях и стремлениях я должна была давать своим детям все и даже чуть больше. Любое отклонение в сторону – сильнейшее переживание, что не соответствую своему придуманному образу, что = я плохая мать и т.д. Хорошие матери же не устают, не злятся и не испытывают негативных эмоций по отношению к детям. Вот с таким багажом знаний я пришла на консультацию за помощью.