Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты
Главная страница » Статьи » Тренинги » Задачи психологического тренинга с подростками

Задачи психологического тренинга с подростками

Задачи психологического тренинга с подростками

2011 Ольга Лысак,

Понятие и задачи психологического тренинга с подростками

 

   Психологический тренинг  - это особое групповое занятие, направленное на психологическую помощь людям.    

Принципы и правила групповой работы.

  К  настоящему времени  метод  групповой  работы представлен  большим  разно-образием  своих  форм  и  конкретных методологических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями. Тем не  менее можно  говорить о  нали-чии ключевой идеи, объединяющей эти формы:  стремление  помочь  развитию лич-ности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения  ее   потенциала.  Идея изменения, трансформармации  человеческого  Я  в изменяющемся мире.  Речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, даже если эта задача напрямую не ставится в ходе работы.

Преимущества групповой формы психологической работы:

      Групповой  опыт противодействует отчуждению, помогает решению  межлично-стных проблем,  человек  обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и дру-гие испытывают сходные чувства.

     Группа отражает общество в  миниатюре,  делает очевидным такие факторы,  как давление  партнеров,  социальные  влияние и  конформизм.  Это  дает  возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической  безопасности  закономер-ности общения и поведения других людей и самих себя.

    Возможность получение обратной связи, искренней  и  безоценочной,  поддержки от людей со сходными проблемами.

    В  группе  человек  может  обучаться  новым  умениям, экспериментировать   с различными стилями отношений среди равных партнеров. Появляется возможность научиться по-новому относиться к себе и людям.

     В  группе  участники  могут  идентифицировать  себя с другими,  «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания  его  и  себя и  для знакомства   с новыми эффективными способами поведения.

    Взаимодействие в группе  создает напряжение, которое помогает  прояснить пси-ологические проблемы каждого.

    Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования  и  самопознания - открытие себя другим и открытие себя самому позволяет понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

Базовые тренинговые методы:

    Групповая дискуссия. Это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющего  поменять мнения, позиции и  установки  участников  группы  в про-цессе непосредственного общения. Также это возможность увидеть проблему с раз-ных сторон и способ групповой рефлексии через анализ индивидуальных пережива-ний.  Групповая дискуссия позволяет получить опыт  высказаться  самому и  выслу-шать других, опыт конструктивного спора и  выяснений противоречий.

Игровые методы. Включают ситуационно- ролевые, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игр в тренинге  чрезвы-чайно продуктивно. Игры часто позволяют  обнаружить  наличие трудностей в об-щении  и психологических проблем ( диагностическая задача ). Они являются пре-красным способом преодоления скованности и напряжения участников. Благодаря игре закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступ-ными ранее способы взаимодействия с окружающими, тренируются вербальные и невербальные  коммуникативные  умения.   Игра   как  никакой  другой  метод, эф-фективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потен-циалов человека, проявления искренности и открытости. Игра становится мощным психотерапевтическим и  и психокоррекционным средством работы в группе.

     Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники развивают умения воспринимать, понимать, и оценивать других людей, самих себя, свою группу. Участники получают  вербальную и  невербальную  информацию,  как их  воспринимают  другие  люди, насколько точно  их собственное самовосприятие.

     Методы телесно- ориентированной психотерапии.  Здесь  выделяют три основ-ные подгруппы приемов: работа над структурой тела, чувственное осознание и ме-тоды   нервно- мышечной  релаксации.

     Медитативные техники. Чаще  всего  используют   для  обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряже-ния, стрессовых  состояний.

 ОБЩИЕ ЦЕЛИ ТРЕНИНГОВ                                                                                                                                                              

    Общие   цели    групповой    психологической    социально - и    личностно - ориентированной работы:                                                                                                                               

•1.     Исследование и анализ психологических и социальных затруднений участников.

•2.     Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психичпского здоровья.

•3.     Изучение психологических закономерностей, механизмов и  способов межличностного взаимодействия и создание основы для более  эффективного общения.

•4.     Стимуляция и развитие самосознания.

•5.     Самоисследование.

•6.     Активизация творческого потенциала.

  1. Содействие процессу личностного развития, развитие личностных качеств и умений.
  2. Выработка новых и изменение неэффективных навыков поведения.
  3. Коррекция и предупреждение эмоциональных нарушений, нарушений в познавательной сфере.
  4. Реабилитация при различных травматических нарушениях психического здоровья.

    Специфика любой групповой социально-психологической работы такова, что в той  или  иной  степени  мы  можем  иметь  « побочную»  пользу , поскольку и аналитический ,  и  коррекционный ,  и  реабиалитационный  эффект  могут на-ступить в результате личностного и социального развития.

 Личностный рост - это процесс развития личности, то есть:

1) получение опыта осознанного   переживания;

2) осознавание ресурсов возможностей;

3) повышение уровня психологической компетенции;

4) самопознание и самовыражение;

5) развитие смелости к изменениям;

6) рост аутентичности ( умения быть собой );

7) пересмотр установок и мировоззренческих позиций.

Результатом этого процесса являются:

- изменения в реальной жизни;

- гибкость в поведении;

- разрешение конфликтов, проблем;

- принятия себя;

- мировоззренческие изменения.

    Социальное  развитие  возможно  только  в  результате  личностного  развития. В противном случае любые попытки развить  социальную адаптацию сведутся  к простому заучиванию ограниченного набора фраз, реакций , нескольких наборов поведения. И они  ни  в  коем  случае  не  смогут оказать человеку существенную помощь  во  всем многообразии  трудных  жизненных ситуаций, которые  прихо-диться   пройти подростку  в  период взро   тем  и  упражнений, с тимулирующих личностное развитие.   

Групповые психологические тренинги -  это наиболее эффективный инстру-мент для личностного и социального развития.

      У каждого человека есть свои представления о себе, о других,  о том , что      « хорошо»  и  « правильно », о том,  что «плохо»  и  « неправильно ». Складыва-ющиеся в течение жизни представления о себе нередко не совпадают с совокуп-ностью  реальных качеств человека.   Кроме  того,  его  способы  самопроявления производят  на  окружающих   определенное  впечатление, которое  часто не сов-падает с тем, что человек на  самом деле переживает  и/или  хотел бы выразить.   

      В группе происходит не только процесс самопознания, самораскрытия, но и возникает возможность обратной связи участников, которые непосредственно наблюдают проявления человека, слушают рассказ о его внутреннем состоянии и могут сопоставить детали, обнаружив несовпадения.

   В результате происходят процессы, описанны Лафтом Джозефом и  Гарри Инграмом в схеме « Окно Джогари »

Окна Джогари

 

Другие

 

 

Я - сам

Знаю о себе                                             Не знаю о себе

 

 

    Знают

обо мне

 

 

1

 

Открытая  область

 

 

 

                                2

 

Слепая область              

 

 

 

 

Не знают

обо мне

3

 

Скрытая область

    

 

                           4

           

                Неизвестная  область

                   

    

•1.     Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.

•2.     Слепая область состоит из того, что человек сам не замечает, другие замечают это, но считают неуместным говорить об этом ( чаще всего - особенности по-ведения и  реакций ).

•3.      Скрытая  область содержит то, что осознает субъект,   но   не  знают  другие  ( интимные  моменты  жизни, страхи,   нерешенные   личностные  проблемы  и т.п.).

•4.     Неизвестная область - это то, что находится за пределами сознания самого индивида и окружающих, тем не менее это « нечто» в человеке может ока-зывать  ущественное  влияние на  его жизнь ( например, ранние травмати-ческие переживания, неосознанный конфликт  потребностей и страхов и т.п.).

    Работа в психологическом тренинге приводит к расширнеию 1- области за счет уменьшения 2-4 областей. При этом уменьшение « слепой области» про-исходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участ-ников позволяет им снять маски и  приводит к   уменьшению «скрытой обла-сти» . Совместно с ведущим группа исследует «неизвестную область», в ре-зультате  участники получают новые знания и понимание себя и  других.

      Е.В.Емельянова  развивает метафору Олега Евтюхова,  который  сравнил процесс психологического тренинга с процессом перестройки здания, и  гово-рит, что в здании «личности» есть  несущие стены,  есть подвалы  и   чердаки, где  давно никто не  бывал.  В подвалах много темного,что может подтачивать фундамент всего здания.  На чердаке много лишнего, ненужного.

       На психологическом тренинге человек может:

- делать пристройки ( новые навыки и умения, развитие новых качеств ), к «зданию»  своей личности;

- расчищать, проветривать подвалы, освещая их светом новых знаний и испо-льзуя их сокровища для сегодняшнего дня;

- очищать чердаки, избавляясь от наносного, чуждого, не нужного;

- надстраивать новые этажи, развиваясь;

- просто приводить в порядок свое здание, познавая себя.

       В психологическом тренинге в той или иной  пропорции  пересекаются    , и протекают в тесном взаимодействии несколько форм  групповой  работы, это -  психотерапия,  психокоррекция,  обучение и  игра.   Часто эти процессы просто сливаются.

    Психотерапия - это процесс, нацеленный на :

- помощь в выражение старой боли;

- проработку ригидных зашитных механизмов;

- ре-переживание и заживление старых травм;

- исследование корней проблем;

- поиск ресурсов для лучшего взаимодействия с окружающей средой;

- осознание и разрешение бессознательных конфликтов.

    Психокоррекция включает в себя :

- диагностику нарушений в психической сфере;

- соотнесение существующих психических проявлений с определенными нормами;

- воздействие с целью развития определенных качеств или с целью их восстанавления;

- воздействие с целью адаптации к изменившимся условиям и приведение состояния человека  к привычным и свойственным для него «нормам».

    Обучение - это :

- информирование;

- демонстрация определенного навыка и его отработка;

- работа на когнитивно- поведенческом уровне.

     Игра - это:

- развлечение;

- отыгрывание различных ситуаций;

-экспериментирование, «примеривание» возможных ролей;

- отыгрывание альтернативных ролей ( то есть ролей своих оппонентов).

Правила групповой работы

      1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившейся до группы, субординации. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.

      2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.

     3. Правили искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что ( по его    мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

     4. Правило «здесь и сейчас». Обсуждению подлежит только то, что происходит

«здесь и сейчас».        

•5.     Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и каса-ющаяся «личных» жизненных историй,  не выносится за пределы круга.

•6.     Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о ли-чности.  Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать не-диференцированно.

•7.     Правило «СТОП!». Каждый участник имеет право остановить процесс, касающийся лично его.

Перейти к списку статей

Смотрите также
Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Тренинг освоения методов стрессоустойчивости
Сегодня мы попытаемся выяснить, где кроются Ваши стрессоры, какого они рода и как Вы можете с ними совладать. Кроме этого, сегодня мы попытаемся научиться некоторым приемам по снятию стрессового напряжения. Цель: познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получать действительно эффективные результаты.