Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты
Главная страница » Статьи » Дети и родители » Личностные проблемы психолога в работе с родителями. Пути их преодоления

Личностные проблемы психолога в работе с родителями. Пути их преодоления

Личностные проблемы психолога в работе с родителями. Пути их преодоления

Автор: Шевцова Ирина

Актуальность работы детского психолога с родителями в настоящее время очевидна. Это бесспорно, но на практике можно наблюдать, как психолог упорно занимается коррекцией развития ребенка, хотя понимает, что источник неблагополучия находится в семье. Зачастую работа с родителями ведется формально и заключается, а поверхностной диагностике (опросники) и собеседовании по результатам. Использование директивных методов - указаний, поручений, рекомендаций, не затрагивает сферу мировоззрения и чувств родителей.

К причинам происходящего я бы отнесла не только (и не столько) недостаток методических разработок и теоретических основ, но и наличие личностных проблем у специалиста. Их можно рассматривать с трех позиций, отличающихся по своей глубине и сложности решения.

1. «Я - специалист». Круг проблем сводится к недостатку знаний по работе с семьей, что легко можно исправить (литература, семинары, опыт коллег). К более сложным относятся проблемы, связанные с наличием чувств и ограничивающих убеждений, мешающих эффективной работе:

«Я боюсь, что не смогу помочь»;

«Я намного младше (старше) мамы ребенка»;

«Я боюсь показаться некомпетентной»;

«Я не уважаю людей, которые не могут воспитать своих детей».

Устранение проблем, связанных с подобными ограничениями - выявление их иррационального содержания и переведение в рациональные:

«У меня достаточно опыта, знаний, чтобы помочь родителям»;

«Я не могу быть компетентной во всех вопросах, но я знаю, где и как получить информацию»;

«Родители имеют право на ошибки, моя задача - помочь им увидеть их».

2. «Я - родитель» затрагивает более глубокие личностные проблемы. Психолог сознательно или не осознавая этого, ставит себя на место родителя и задает себе вопрос: «А как бы поступил я?» Перенесение своего родительского опыта в профессиональную сферу неизбежно. Наряду с положительными моментами этого явления, существует ряд отрицательных. Особенно, если родительский опыт не является удачным

Нередко проблемы возникают у специалистов, не имеющих собственных детей. Их родительская позиция зачастую иллюзорна. Кроме этого, работать мешает страх «разоблачения»: «Если родители узнают, что у меня нет собственного опыта, они не будут считаться с моими рекомендациями». Другая крайность - навязывание собственных взглядов без учета менталитета семьи и личностных особенностей ребенка. Эти проблемы психолог может решить, лишь осознав их наличие. Если самоанализа своей работы окажется недостаточно, эффективными могут быть психологические тренинги, помощь коллеги. В любом случае, осознание своего родительского переноса - половина успеха в устранении его нежелательных последствий.

3. «Я - ребенок». В эту позицию психолог попадает всякий раз, когда в общении с родителями испытывает сильные, трудно контролируемые чувства - раздражение, злость, гнев, обиду, страх. Груз собственных детских проблем, психологических травм запускает механизм сочувствия ребенку и негативного отношения к его родителям. Другими словами, психолог неосознанно превращается в маленького ребенка, которого обижают, пытаются подавить, не считаются с его мнением. Конечно же, специалист, находящийся в такой позиции, не сможет построить эффективные взаимодействия, а тем более повлиять на родительские отношения. Способность психолога вставать на место ребенка, видеть причины его поступков ценна, но она может использоваться только сознательно. В случае если фрустрация специалиста сильна и возникает всякий раз, когда психолог сталкивается с определенным типом родительских отношений, стоит подумать о прохождении терапии в виде личностного тренинга или индивидуальных сессий.

Психолог с явными психологическими проблемами подобен плохо подстриженному парикмахеру. Профессиональный рост в данном случае подразумевает не только приобретение новых знаний и методических навыков (в чем смешно упрекать психологов от образования), но и постоянную терапию собственной души. Работа с родителями, на мой взгляд, вскрывает все «болевые точки», т.к. ставит психолога перед необходимостью быть одновременно и специалистом, и родителем, и ребенком.

Данные выводы сделаны мной на основе самоанализа своей работы, собственных ощущений, наблюдений за работой коллег, коллег, результатов прохождения специалистами тренинга «Работа психолога с родителями. Переориентация родительских отношений».

Перейти к списку статей

Смотрите также
Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка в младенчестве
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. *
Путешествие в сказку, где живет радость и грусть
На сегодняшний день в этом большом городе, где огромное количество психологических центров, институтов, детских садов и школ, специальных психологических тренингов для детей дошкольного и младшего возраста практически не существует. За редким исключением.