Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты
Главная страница » Статьи » Тренинги » Основные теоретические понятия семейной психотерапии по Хеллингеру

Основные теоретические понятия семейной психотерапии по Хеллингеру

Основные теоретические понятия семейной психотерапии по Хеллингеру

Основные теоретические понятия семейной психотерапии по Хеллингеру

Известно, что метод семейных системных расстановок не обладает широкой теоретической базой, а ценен прежде всего своими практическими  открытиями, передаваемыми через личный опыт участников процесса. И тем не менее, перед тем, как участвовать в групповой работе или приступить к ознакомлению с методикой проведения  расстановок, будет совершенно не лишним ознакомиться с основными теоретическими понятиями, введенными Бертом Хеллингером.

Основные теоретические понятия семейной психотерапии по Хеллингеру.

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать - живем ли мы в согласии с нашей системой или нет. Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера: "совесть" и "порядки". Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: "Я уверен, что я еще принадлежу к моей системе". А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.
Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины.

Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной. Например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и в конце концов наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились.

Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать":
Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно:
Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботиться о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:
Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца:
- "Ты будешь обо мне заботиться?".
-"Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец.
Та отпускает его, и он летит в пропасть.
Такая же история и со вторым птенцом.
Третий же отвечает:
- "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях"

Любовь и порядок.

Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

Баланс.

Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.
Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если человек жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

Закон целого числа.

Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботиться лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Закон приоритета более раннего.

Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.
Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Иерархия семейных систем.

Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт. Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

Родовая совесть.

Как личная совесть следит за соблюдением привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.
Эта родовая совесть заботиться о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена, а может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное......

   Методика работы.

Метод Б. Хеллингера трудно объяснить какими-либо законами физики, химии и т.п. Он наиболее эффективен при работе в группе, хотя может применяться и в индивидуальной терапии. Человек просит кого-то из присутствующих "исполнить роль", "быть заместителем" кого-то из членов его семьи (отец, мать, жена/муж, братья, сестры, дети и т.д.). Затем клиент расставляет Заместителей в соответствии с видением ситуации в своей семье.

Таким образом, можно визуализировать "картинку", существующую в семье на данный момент. Заместители не должны при этом оценивать как-либо ситуацию. Они просто "транслируют" то, что они чувствуют на этих местах в расстановке. Это могут быть просто физиологические ощущения - боль, проблемы с дыханием, холод, жар и т.п. Или чувства к другим участникам расстановки - любовь, нежность, отвращение и т.п. Феномен состоит в том, что люди-заместители как бы озвучивают чувства реальных (живых или умерших) членов семьи клиента. Порой вплоть до повторения фраз и т.п.

Если в системе есть какие-то нарушения, то их можно поправить в этой картинке. Для этой поправки требуются определенные усилия. Это можно считать краткосрочной психотерапией для человека - хозяина расстановки. Т.е. при соблюдении определенных законов, порядков, условий можно расставить заместителей в "правильном" порядке, уважив всех членов семьи, добавив "исключенных" членов. В результате получается "хорошая" картинка, которую клиенту надо "держать в сердце", что, конечно, тоже требует определенных усилий.

В религии используется слово - верить. Постепенно ситуация в реальной семье выравнивается. Действие расстановки может длиться и год и более... Очень точным является сравнение этой методики с подъемом на скоростном лифте - тело уже поднялось, а чувства, ощущения «прилетают» чуть позже. Тут как бы наоборот: клиент сразу перемещается в "хорошую" картинку, а ситуация в семье постепенно его "догоняет"...

«Преимущество метода Б.Хеллингера в том, что он дает возможность быстрого выхода на центральную, жизненно важную проблему клиента, являясь одновременно диагностическим и терапевтическим. Во время расстановки становятся видны не только причины конфликтов, болезней и несчастных случаев, но и проясняется возможность исцеления и изменения тяжелых судеб и сложных семейных ситуаций.»

Рекомендуемая литература:

1.Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
2.Хеллингер Б. Порядки любви. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
3.Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
4.Вебер Г. Практика семейной расстановки- М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений ВШП, 2004
5.Шутценбергер А. Синдром предков. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001
6. Вебер Г. Два рода счастья. Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера - М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений ВШП, 2005(переработанный и дополненный вариант первой книги из этого списка)
7.Б. Хеллингер Источнику не нужно спрашивать пути. - М.: Изд-во Международного института консультирования и системных решений ВШП,2005
8.И. Перекоп Маленький тиран. Как дети манипулируют родителями.С.-П. Из-во Речь,2002

Материалы статьи получены с сайта: www.abcdance.org

Перейти к списку статей

Смотрите также
Игра по имени бизнес-тренинг
До весны прошлого года о тренингах я только читала в рекламных посланиях, приходивших на наш офисный факс совершенно случайно, т.к. мы не давали информацию о телефонах и фирме, достаточно успешной на своем рынке. В мои обязанности входило отсеивать всю входящую информацию: деловую от рекламной, срочную, важную, для руководства и для сотрудников. Главное вовремя ее довести до сведения адресата, ведь время - деньги (причем, буквально). Прорвавшаяся к нам среди потока документов, деловой переписки и рекламы о канцелярских товарах и мебели для офисов информация о бизнес-тренингах была предельно сжатой, конкретной и информативной. Иногда я все-таки решалась положить ее на стол для ознакомления шефу. Ответ был предельно ясен: "Пожалуйста, чтобы я этой макулатуры не видел. Я сам кого угодно чему угодно научу". Кажется, я где-то это уже слышала. Да, лет пять назад, на предыдущей работе от другого шефа, который так же просил избавить его от макулатуры.
Директор на тренинге
Присутствие директора на тренинге способно серьезно усложнить задачу тренера. Причины этого лежат в технологии проведения и самом принципе тренинговой работы.