Оставьте отзыв о «Новом веке»
Допустимы изображения в формате jpg, gif или png
Перетащите файл для загрузки или
выберите файл
Не публикуется в открытом доступе
Оставьте отзыв о мероприятии и/или консультанте

Ваш отзыв очень важен для нас! Заполните, пожалуйста, форму.

Ответ

Прочтите ответ на свой вопрос. Возможно, при первом чтении вам не откроется весь смысл сказанного, а, может быть, вы даже не увидите связи между своим вопросом и полученным ответом. Понимание ответа может прийти к вам сразу, а может спустя дни и недели. Наберитесь терпения и ответ прояснится для вас при более вдумчивом чтении и последующем размышлении над прочитанным.

Заказать обратный звонок

Заполните форму, и мы обязательно вам перезвоним!

Запись на тренинг
Задать вопрос
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
О нас Новости Консультации Программы Расписание Оплата Контакты
Главная страница » Статьи » Психологическое образование » Как можешь ты чего-то достичь

Как можешь ты чего-то достичь

Как можешь ты чего-то достичь

Автор: Светлана Снежко

Как можешь ты чего-то достичь

Как можешь ты чего-то достичь,

Не зная, Кто Ты Есть?

Как можно что-то совершить,

Не зная, Что Имеешь?

И если ты не знаешь, Как Выбрать

Из всего, что тебя окружает,

То, когда выбор правильный,

Ты попадешь впросак,

Даже не представляя, что было бы,

Если б знал, Кто, Что и Как.

 

Б. Хофф "Дао Пуха"

 

Привет, любители психологии!

Предлагаю поговорить о личностном росте. Что это за штука такая, тем более, что тема эта нынче модная. Кому и зачем нужно личностно расти и нужно ли вообще? Куда расти и как долго, и что из этого может получиться?

Все мы люди разные. И очень возможно, что в этот вечер ( или эту осень…, в этом теле…, в этом возрасте…) человек совсем не хочет личностного роста, а хочет чего-то более реального, надежного и безопасного. Например, получить зарплату, которую не выдавали последние пол года и оставить в своей жизни все, как есть.

У каждого - своя жизненная ситуация. Кто-то, любя себя, тем не менее не доволен собой и намерен личностно расти, другой - всем доволен и более всего желает ничего не менять, а кто-то, абсолютно здравомыслящий, на определенном отрезке своей жизни желает побыстрее (душевно и телесно) умереть.

Кто-то, не имея особого богатства, ощущает себя счастливым человеком, а кто-то, на фоне внешне благополучной жизни, ощущает мучительную пустоту внутри и одиночество. Все мы разные...

Тем не менее, есть нечто, что по мнению представителей гуманистической психологии, нас объединяет. Это наша изначальная потребность в самоактуализации, т.е. в личностном росте. Они искренне верят, что люди ищут осмысленного существования.

Разделяете вы эту точку зрения или нет, ощущаете потребность в личностном росте или нет, - вам решать, однако отказываясь от информации о чем бы то ни было, мы лишаем себя права выбора.

Итак, вернемся к гуманистической психологии.

К. Роджерс говорил нам о том, что как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Можно попробовать заинтересовать этим утверждением соседа с первого этажа, даже если он сегодня трезв и не просит взаймы. Если он вежливо отклонит ваше предложение заняться личностным ростом, можно будет объяснить это его трудным детством. В любом случае желания расти и развиваться у него не прибавится.

Можно относиться к утверждениям гуманистической психологии как к красивой сказке, но почему бы не взять ее тезисы за основу по отношению к себе, ведь каждый из нас в глубине души, вероятно, стремится к добру.

А. Маслоу указывал нам на то, что стремление к самоактуализации и более высоким целям само по себе указывает на психологическое здоровье. ( Под псих. Здоровьем можно понимать гармонию с самим собой и с окружающим миром)

Однако трудно говорить о психологическом здоровье и о душевном спокойствии, когда в мире происходит Бог знает что.

Тем не менее, многие из нас считают глобальный кризис неким стимулом к "пробуждению", к необходимости изменения привычного способа выживания и выбирают активную жизненную позицию по отношению к себе в первую очередь, ибо "когда меняемся мы, меняется мир вокруг нас".

У нас есть выбор: - либо мы принимаем все наихудшее, перекладывая всю ответственность на политиков и ждем Армагедона, либо пытаемся задуматься о доле своего участия в том, что происходит вокруг.

Мы можем полагаться на судьбу, удачу, карму или волю Божью, а можем принимать жизнь как выбранное нами самими осознанное приключение и рассматривать каждое событие (личное или глобальное) как возможность продвинуться вперед, чему-либо научиться.

Почему мы любим театр, кино, романы? В театре мы наблюдаем какие центральные темы проходят в жизни различных людей. Эти темы развиваются с простотой и ясностью, освобожденные от суматохи и хаоса каждодневных забот. Мы видим сильные и слабые стороны героев, следим, как сбываются или рушатся надежды и мечты персонажей. На глубоком уровне, таким образом, мы напоминаем себе, что наше собственное существование также является своего рода театральной пьесой, где каждая жизнь имеет свой сюжет и тему.

Часто ли мы задумываемся над своей личной пьесой? Интересен ли нам наш собственный сюжет? Можем ли мы стать режиссерами в своем театре и хотим ли мы этого? Если вы положительно отвечаете на эти вопросы, возможно личностный рост именно то, что вам нужно? Возможно, личностный рост и самопознание - об одном и том же?

Если в какой-то момент своей жизни мы осознаем, что не желаем больше пассивно плыть по течению, как та дохлая рыба, возможно этот момент и есть начало нашего личностного роста?

Любой из нас - это нечто большее, чем "я", которым себя считает. В нас живет, дышит и осознает себя наша собственная Вселенная, внутри каждого из нас - свой собственный внутренний мир, к сожалению, часто неосознаваемый нами.

Часто бывает, что первую половину жизни мы ищем смыслы и содержания своего существования во внешнем мире, мы делаем карьеру, строим отношения с друзьями и близкими, часто определяя отношение к себе с позиции успешности в обществе. Наша культура зациклилась на четырех физических вещах - деньгах, чувственности, власти и престиже, - и мы погружены в соблазнительную иллюзию, что если бы нам как-то удалось получить вдоволь всего этого, мы были бы полностью и окончательно счастливы.

Однако, когда мы добиваемся в жизни неких благ, и нам кажется, что жизнь удалась, наступают моменты, когда на фоне внешне благополучной жизни, мы ощущаем внутреннюю пустоту и неудовлетворенность, то что можно назвать "жизнью тихого отчаяния".

Возможно, это - сигнал: - пора возвращаться назад, "домой", утрачена связь со своим внутренним миром.

Век за веком, мудрец за мудрецом, все великие религии умоляли нас признать важнейший факт - никакие внешние ощущения или вещи не способны дать нам полного или длительного удовлетворения. По сути дела, одержимость богатством и имуществом, успокаивает нас по мелочам и отвлекает от того, что в жизни действительно важно.

Вы не замечали, как много людей сегодня верят в Бога, посещают церкви и т.п.? Что это: - дань моде или истинная потребность?

К. Юнг, ученик З.Фрейда, еще в прошлом веке говорил нам о том, что религиозная функция - врожденное стремление к обретению смысла в жизни. Не означает ли это, что многие люди бессознательно или осознанно ощущают необходимость обращения к своему внутреннему миру?

К.Юнг писал: - "Несколько лет тому назад меня пригласили выступить на одном из семинаров, организуемых римско-католической церковью. В последнюю минуту мной овладело непреодолимое желание позабавиться, и я озаглавил свою лекцию так: "Ваш невроз - как форма примитивного религиозного чувства". Аудитория была потрясена, никогда в жизни на меня не сыпался такой град вопросов, задаваемых громкими, взволнованными голосами. Т.е., как вы понимаете, я задел за живое. Люди были поражены, когда услышали, что если мы не идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза."

По-видимому, каждый человек должен в той или иной форме жить внутренней жизнью. Осознаем мы это или нет, хотим мы этого или нет, но внутренний мир придет к нам и потребует отдать должок. Если мы игнорируем свой внутренний мир, а именно так и поступает большинство людей, то, к сожалению, психосоматических нарушений, неврозов, депрессий и пр. нам будет трудно избежать.

Т.о. личностный рост можно определить и как установление связи со своим внутренним миром.

Личностный рост, возможно, не самый легкий и приятный процесс в жизни, в ходе самопознания приходится обнаруживать некие темные стороны личности, от которых мы отказываемся в обычной жизни. Однако, самое неприятное состоит в том, что отказываясь от какой-то части самого себя, мы тратим на это массу энергии, поскольку каждый такой процесс создает внутреннюю борьбу.

Рост также означает и преодоление наших личных сопротивлений. Удивительно, что мы страшимся своего потенциального расцвета почти так же сильно, как и своей теперешней слабости. Мы боимся, что достигнув определенного расцвета, мы стали бы совсем другими людьми. Кем бы мы стали, что бы мы делали, с какими новыми обязательствами нам пришлось бы столкнуться? Все было бы новым и непривычным, ибо настоящий рост подразумевает движение от известного к неизвестному. Нам пришлось бы отказаться от своих старых и привычных мифов и представлений о самих себе. Развитие подразумевает отказ от меньшей истории для того, чтобы пробудится к большей истории.

Эта боязнь собственного потенциала - весьма реальная и могущественная сила. У нее много названий - "избегание роста", "страх собственного расцвета" и "комплекс Иовы", по именииудейского пророка Иовы, который пытался противиться божественному призванию к проповеди.

К счастью, большая часть неудобств, связанных с ростом, носит лишь временный характер. До совершения качественного перехода рост кажется жертвой. Лишь потом становится очевидным, что единственной жертвой была утрата холодного неудобства прежнего ограниченного образа жизни.

Учитывая эти трудности, неудивительно, что нам потребуется помощь

Для кого-то - это религия и духовные учителя, для кого-то - психолог.

Один из представителей гуманистической психологии, Р.Уолш писал: - "Психотерапия научила меня направлять внимание внутрь, и по мере того, как я исследовал собственный ум, я обнаруживал в себе целую вселенную, о существовании которой даже не подозревал - вселенную столь же огромную и загадочную, как и окружавшая меня внешняя физическая вселенная. Это было буквально величайшее потрясение в моей жизни. Передо мной открывался внутренний мир мыслей и фантазий, образов и интуитивных прозрений, а так же скрытых побуждений и эмоций, о которых я совершенно не догадывался. В то же время, этот мир был для меня ключом к пониманию разума и себя самого и предлагал бесценную мудрость и руководство в жизни. До этого я был внутренне слеп и не имел контакта с самим собой, и, теперь, когда я смотрел вокруг своими по-новому открывшимися глазами, оказывалось, что большинство людей страдают подобной слепотой.

Никто не может проделать за нас работу, связанную с личностным ростом, также как никто не может помешать человеку, находящемуся в этом процессе, поскольку все препятствия, также как и все силы, находятся внутри нас.

Однако не стоит относится к росту как к тяжелой работе, личностный рост может стать для нас увлекательным путешествием вглубь себя. Как в любом приключении, чем более искренне мы играем, тем большее удовлетворение оно нам приносит.

Ради чего стоит пустится в это путешествие?

Возможно, никакое другое дело не может быть в конечном счете столь вознаграждающим для нас самих и столь полезным для других.

Возможно, жизнь, любовь, отношения и игра принесут гораздо больше удовлетворения.

Если мы работаем над собой, мы начинаем видеть разницу между идеями и ценностями, порожденными нашим собственным "я" и общественными идеями и ценностями, которые мы впитываем из окружающего мира. Тогда мы можем прекратить быть простым придатком общества или группы людей: мы осознаем, что у нас есть наши собственные ценности, наш собственный образ жизни, которые соответствуют данному нам от рождения "я".

Процесс личностного роста порождает великое чувство уверенности в себе. Человек начинает понимать, что ему совсем не обязательно добиваться того, чтобы быть похожим на других, ибо быть самим собой гораздо безопаснее. Мы понимаем, что на то, чтобы полностью познать себя и развить все данные нам от природы способности, уйдет вся жизнь. Нам не нужно превращать нашу жизнь в имитацию жизни других людей. Мы больше ни на что не претендуем, потому, что то, что у нас уже есть, превосходит все наши ожидания.

И еще… Два тысячелетия назад иудейский мудрец учил: "Не говори: я буду учиться, когда у меня будет свободное время! Быть может, у тебя не будет никакого свободного времени". В наше время неизвестный поэт остроумно и тонко подметил нашу способность вечно все откладывать, написав следующие строки:

Откладывать со дня на день - грех,

Он вызывает бесконечные сожаленья.

Мне вправду пора с ним покончить,

Пожалуй, я начну прямо завтра.

 

Каков же выход? Начинайте сегодня...


 

Перейти к списку статей

Смотрите также
Личностный тренер как способ продвижения тренинга
Когда некомпетентность становится осознанной, а потребность в компетентности высока - мы начинаем учиться. Мы готовы учиться у тех, кому доверяем. Что же способствует доверию в обучении, а что, наоборот, вызывает недоверие?
Образование и коммерция: мифы о несовместимости
Понятие "миф" толкуется справочниками, как "возникающая на ранних этапах истории своеобразия форма мировоззрения". Этот термин не является синонимом слов "ложь" или "неправда", а подразумевает лишь своеобразное видение картины мира, эдакую субъективную правду. Миф о том, что образование (как, впрочем, и медицина) - область бескорыстная, а люди, занимающиеся этим - "бессеребряники" и сподвижники более чем древний и возник "... на ранних этапах истории". Были, возможно, для этого основания.